Проектирование
Основные цели проектного этапа:
— разработка проектной документации, необходимой для получения положительного заключения экспертизы
(в необходимых случаях) и разрешения на строительство;
— разработка рабочей документации, которая требуется Подрядчику для организации производства и ведения
строительно-монтажных работ;
— разработка сметной документации.
Очевидно — без проектной документации строительство не начать!
Перечень объектов капитального строительства, на которые не требуется разработка проекта, невелик и конкретно определяется Градостроительным кодексом РФ (Статья 49 ГСК РФ):
3. Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства. |
В большинстве случаев проект может не разрабатываться, если в соответствии со Статьей 51 ГСК РФ не требуется получение разрешения на строительство:
Следуя букве закона в вышеперечисленных случаях, решение о необходимости разработки проекта принимает Застройщик. Что бы при этом исключить недоразумения, в каждом конкретном случае следует уточнять требования местных Правил землепользования и застройки муниципального образования и Градостроительного регламента.
Основные документы, регулирующие сферу проектной деятельности
1. Федеральный закон от 17.11.1995 N 169-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» — несколько устаревший законодательный документ, многие положения которого из действующей редакции исключены в связи с принятием новых законодательных актов в сфере градостроительства;
2. Гражданский кодекс РФ, часть 2, глава 37 — регулирует гражданско-правовые отношения и, в частности, часть 2 регулирует отдельные виды обязательств, устанавливая права и обязанности сторон в различных гражданско-правовых договорах;
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации (ГСК РФ, Федеральный Закон от 29.12.2004 190-ФЗ) — основополагающий нормативный правовой акт, регулирующий градостроительные и отдельные связанные с ними отношения на территории РФ, включая архитектурно-строительное проектирование;
4. Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (ред. от 26.05.2011) — документ, утверждаемый Правительством РФ, определяющий виды работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и на виды работ, которые такого влияния не оказывают.
Проектная и рабочая документация
С момента принятия известного Постановления Правительства РФ от 16.01.2008 №87 (ред. от 08.08.2013) «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» вплоть до настоящего времени в среде Застройщиков (Технических заказчиков) и подрядных организаций (Подрядчиков) встречается мнение о необязательности разработки рабочей документации.
Связанно это с двумя причинами:
первая — отсутствие термина Рабочая документация в Градостроительном кодексе;
вторая — для получения разрешения на строительство достаточно проектной документации.
Стоимость проектной документации составляет 40% от стоимости полного комплекта проекта (Минрегион. Письмо от 22.06.2009 №19088-СК/08), поэтому Застройщики (Технические заказчики), получив разрешение на строительство, считают себя вправе производить работы по проектной документации, чем нарушают градостроительное законодательство.
Есть основание надеяться, что законодатели, в конце концов, исправят недочет по статусу Рабочей документации. Пока же Минрегионразвития, Минстрой и другие государственные органы вынуждены давать разъяснения о том, что рабочую документацию ни кто не отменял.
Внесем посильную ясность в этот вопрос. Для этого вновь обратимся к Письму №19088-СК/08 Минрегионразвития «О разъяснении норм Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», которое приводим здесь полностью:
Первое, что необходимо отметить на основании данного письма: Постановление №87 отменяет стадийность проектирования и устанавливает полный состав проекта в виде двух частей: Проектная документация и Рабочая документация. Следует заметить, что разработчики нового государственного стандарта ГОСТ Р 21.1101-2013 «СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации» упустили этот момент и в штампах чертежей в соответствующей графе осталось наименование «Стадия», что вводит в заблуждение многих проектировщиков и Технических заказчиков.
Состав (в том числе — минимальный) и требования к содержанию разделов проектной документации определяется Постановлением №87. Без минимального состава проектная документация не может быть принята для проведения экспертизы (в необходимых случаях) и выдачи разрешения на строительство.
Второе, что следует из письма Минрегиона — рабочая документация должна быть разработана «в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений».
Для какой цели законодатели разделили разработку проекта на две части — ответ очевиден: с целью ускорения начального этапа инвестиционного цикла.
Следующий документ — Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденное Постановлением Правительства РФ от от 21.06.2010 №468:
«2. Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.»
И в заключение документ из сферы технического регулирования строительной отрасли — Свод правил СП48.13330.2011 (СНиП 12-01-2004) Организация строительства.
Исходя из многочисленных положений этого документа работы, выполняемые в процессе строительства, их результаты, в том числе завершенные строительством здания и сооружения, должны удовлетворять требованиям действующего законодательства, проектной и рабочей документации. При этом ответственность за исполнение несут в равной мере Застройщик (Технический заказчик) и Подрядчик работ.
Термины и определения (ГОСТ Р 21.1001-2009. СПДС. Общие положения):
Проектная документация: совокупность текстовых и графических проектных документов, определяющих архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения, состав которых необходим для оценки соответствия принятых решений заданию на проектирование, требованиям законодательства, нормативным правовым актам, документам в области стандартизации и достаточен для разработки рабочей документации для строительства.
Рабочая документация: совокупность текстовых и графических документов, обеспечивающих реализацию принятых в утвержденной проектной документации технических решений объекта капитального строительства, необходимых для производства строительных и монтажных работ, обеспечения строительства оборудованием, изделиями и материалами и/или изготовления строительных изделий.
Примечание. В состав рабочей документации входят основные комплекты рабочих чертежей, спецификации оборудования, изделий и материалов, сметы, другие прилагаемые документы, разработанные в дополнение к рабочим чертежам основного комплекта.
Нормативная база для проектирования
Вопрос нормативной базы технического регулирования для выполнения проектных работ неразрывно связан с организацией технического регулирования всей строительной отрасли. Наспех принятая методическая база технического регулирования не реализована в полной мере и не удовлетворяет потребностям профессионального сообщества. Изменения происходят практически ежедневно, ПЕРЕЧЕНЬ национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», устарел уже на момент опубликования и до сих пор не обновлен, и здесь Агентство ТОР-ЭЛ видит одну из своих задач — информировать своих коллег и гостей сайта о новых документах технического регулирования и, по мере возможности, добавлять их в нашу Библиотеку.