Skip to content

Проект

  Проектирование

proekt

 

Основные цели проектного этапа:
— разработка проектной документации, необходимой для получения положительного заключения экспертизы
(в необходимых случаях) и разрешения на строительство;
— разработка рабочей документации, которая требуется Подрядчику для организации производства и ведения
строительно-монтажных работ;
— разработка сметной документации.

Очевидно — без проектной документации строительство не начать!

Перечень объектов капитального строительства, на которые не требуется разработка проекта, невелик и конкретно определяется Градостроительным кодексом РФ (Статья 49 ГСК РФ):

3. Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

В большинстве случаев проект может не разрабатываться, если в соответствии со Статьей 51 ГСК РФ не требуется получение разрешения на строительство:

17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
4_1) капитального ремонта объектов капитального строительства;
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Следуя букве закона в вышеперечисленных случаях, решение о необходимости разработки проекта принимает Застройщик. Что бы при этом исключить недоразумения, в каждом конкретном случае следует уточнять требования местных Правил землепользования и застройки муниципального образования и Градостроительного регламента.

Основные документы, регулирующие сферу проектной деятельности

1. Федеральный закон от 17.11.1995 N 169-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» — несколько устаревший законодательный документ, многие положения которого из действующей редакции исключены в связи с принятием новых законодательных актов в сфере градостроительства;

2. Гражданский кодекс РФ, часть 2, глава 37 — регулирует гражданско-правовые отношения и, в частности, часть 2 регулирует отдельные виды обязательств, устанавливая права и обязанности сторон в различных гражданско-правовых договорах;

3. Градостроительный кодекс Российской Федерации (ГСК РФ, Федеральный Закон от 29.12.2004 190-ФЗ) — основополагающий нормативный правовой акт, регулирующий градостроительные и отдельные связанные с ними отношения на территории РФ, включая архитектурно-строительное проектирование;

4. Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (ред. от 26.05.2011) — документ, утверждаемый Правительством РФ, определяющий виды работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и на виды работ, которые такого влияния не оказывают.

Проектная и рабочая документация

С момента принятия известного Постановления Правительства РФ от 16.01.2008 №87 (ред. от 08.08.2013) «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» вплоть до настоящего времени в среде Застройщиков (Технических заказчиков) и подрядных организаций (Подрядчиков) встречается мнение о необязательности разработки рабочей документации.
Связанно это с двумя причинами:
первая — отсутствие термина Рабочая документация в Градостроительном кодексе;
вторая — для получения разрешения на строительство достаточно проектной документации.
Стоимость проектной документации составляет 40% от стоимости полного комплекта проекта (Минрегион. Письмо от 22.06.2009 №19088-СК/08), поэтому Застройщики (Технические заказчики), получив разрешение на строительство, считают себя вправе производить работы по проектной документации, чем нарушают градостроительное законодательство.

Есть основание надеяться, что законодатели, в конце концов, исправят недочет по статусу Рабочей документации. Пока же Минрегионразвития, Минстрой и другие государственные органы вынуждены давать разъяснения о том, что рабочую документацию ни кто не отменял.

Внесем посильную ясность в этот вопрос. Для этого вновь обратимся к Письму №19088-СК/08 Минрегионразвития «О разъяснении норм Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», которое приводим здесь полностью:

Письмо №19088-СК/08
Письмо №19088-СК/08 Минрегионразвития «О разъяснении норм Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»

От: 22.06.2009
Источник: МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Место: Москва
Кому: Организации и предприятия строительного комплекса Российской Федерации

Министерство регионального развития Российской Федерации в соответствии с многочисленными обращениями, а так же в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее — Положение) сообщает.

Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 11-01-95), утвержденная постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 30 июня 1995 г. № 18-64 со вступлением в силу указанного постановления не подлежит применению. Также не подлежит применению Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений (СП 11-101-95), утвержденный постановлением Минстроя России от 30.06 1995 №18-63.

В отличие от ранее действовавших нормативных документов Положением не предусматривается стадийность проектирования: «ТЭО», «проект», «рабочий проект», а используются понятия «проектная документация» и «рабочая документация».

С учетом того, что постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» от 5 марта 2007 № 145 предусмотрен порядок проведение экспертизы в отношении документации, разработанной в объеме стадии «проектная документация», заказчик должен подготовить ее в соответствии с указанным положением, и представить для проведения государственной экспертизы.

В соответствии с пунктом 4 Положения рабочая документация разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений. Кроме того, положение не содержит указаний на последовательность разработки рабочей документации, что определяет возможность ее выполнения, как одновременно с подготовкой проектной документации, так и после ее подготовки.

При этом объем, состав и содержание рабочей документации должны определяться заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации, и указываться в задании на проектирование.

По мнению Минрегиона России, при одновременной разработке проектной и рабочей документации по решению заказчика и с согласия экспертной организации, вся документация может быть представлена на государственную экспертизу. При этом размер платы за проведение государственной экспертизы нежилых объектов капитального строительства и (или) результатов инженерных изысканий рекомендуется осуществлять от базовой (в ценах 2001 года) стоимости разработки проектной документации (рабочей документации, если она представлялась на экспертизу) и (или) изыскательских работ, в размере не более величин, установленных заказчиком при определении начальной (максимальной) цены конкурса (аукциона) на выполнение указанных работ.

В связи с изменением требований к составу разделов проектной документации, предусмотренных Положением, Минрегион России рекомендует при определении стоимости проектных работ, принимать распределение базовой цены проектирования, рассчитанной с использованием справочников базовых цен на проектные работы, в зависимости от стадии проектирования в следующих размерах:
проектная документация — 40%
рабочая документация — 60%.

В зависимости от специфики объектов строительства и -полноты разработки проектной и рабочей документации рекомендуемое соотношение базовой цены проектирования может корректироваться по согласованию между исполнителем проектных работ и заказчиком.

Кроме того, если заданием на проектирование предусмотрена одновременная разработка проектной, и полная или частичная разработка рабочей документации, то суммарный процент базовой цены определяется по согласованию между заказчиком (застройщиком) строительства и лицом, осуществляющим подготовку такой документации, в зависимости от архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений, содержащихся в проектной документации, а также степени их детализации.

Во исполнении пункта 6 Положения подготовлен приказ Минрегиона России об утверждении правил выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, который находится на регистрации в Минюсте России.

До вступления в силу указанного приказа выполнение и оформление текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, рекомендуется осуществлять с использованием ранее принятых стандартов Системы проектной документации для строительства, стандартов Единой системы конструкторской документации в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации о техническом регулировании, законодательству Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Одновременно Минрегион России сообщает, что с выходом данного письма письмо Минрегиона России от 08.08.2008 № 19512-СМ/08 утратило силу.

С.И. Круглик


Первое, что необходимо отметить на основании данного письма: Постановление №87 отменяет стадийность проектирования и устанавливает полный состав проекта в виде двух частей: Проектная документация и Рабочая документация. Следует заметить, что разработчики нового государственного стандарта ГОСТ Р 21.1101-2013 «СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации» упустили этот момент и в штампах чертежей в соответствующей графе осталось наименование «Стадия», что вводит в заблуждение многих проектировщиков и Технических заказчиков.
Состав (в том числе — минимальный) и требования к содержанию разделов проектной документации определяется Постановлением №87. Без минимального состава проектная документация не может быть принята для проведения экспертизы (в необходимых случаях) и выдачи разрешения на строительство.
Второе, что следует из письма Минрегиона — рабочая документация должна быть разработана «в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений».

Для какой цели законодатели разделили разработку проекта на две части — ответ очевиден: с целью ускорения начального этапа инвестиционного цикла.

По мнению разработчиков-юристов (достаточно далеких от вопросов организации проектирования и строительного производства) упрощенная версия проекта — проектная документация, должна ускорить проведение проверки экспертами на безопасность принятых в проекте технических решений и их соответствия техническим регламентам, а для Застройщиков (Инвесторов) быстрее начать комплектацию и организацию работ на объекте капитального строительства. Какие при этом созданы проблемы — это отдельная тема.

Следующий документ — Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденное Постановлением Правительства РФ от от 21.06.2010 №468:
«2. Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.»

И в заключение документ из сферы технического регулирования строительной отрасли — Свод правил СП48.13330.2011 (СНиП 12-01-2004) Организация строительства.
Исходя из многочисленных положений этого документа работы, выполняемые в процессе строительства, их результаты, в том числе завершенные строительством здания и сооружения, должны удовлетворять требованиям действующего законодательства, проектной и рабочей документации. При этом ответственность за исполнение несут в равной мере Застройщик (Технический заказчик) и Подрядчик работ.

Термины и определения (ГОСТ Р 21.1001-2009. СПДС. Общие положения):

Проектная документация: совокупность текстовых и графических проектных документов, определяющих архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения, состав которых необходим для оценки соответствия принятых решений заданию на проектирование, требованиям законодательства, нормативным правовым актам, документам в области стандартизации и достаточен для разработки рабочей документации для строительства.

Рабочая документация: совокупность текстовых и графических документов, обеспечивающих реализацию принятых в утвержденной проектной документации технических решений объекта капитального строительства, необходимых для производства строительных и монтажных работ, обеспечения строительства оборудованием, изделиями и материалами и/или изготовления строительных изделий.
Примечание. В состав рабочей документации входят основные комплекты рабочих чертежей, спецификации оборудования, изделий и материалов, сметы, другие прилагаемые документы, разработанные в дополнение к рабочим чертежам основного комплекта.

Нормативная база для проектирования

Вопрос нормативной базы технического регулирования для выполнения проектных работ неразрывно связан с организацией технического регулирования всей строительной отрасли. Наспех принятая методическая база технического регулирования не реализована в полной мере и не удовлетворяет потребностям профессионального сообщества. Изменения происходят практически ежедневно, ПЕРЕЧЕНЬ национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», устарел уже на момент опубликования и до сих пор не обновлен,  и здесь Агентство ТОР-ЭЛ видит одну из своих задач — информировать своих коллег и гостей сайта о новых документах технического регулирования и, по мере возможности, добавлять их в нашу Библиотеку.